ГригорянАкадемик Григорян С.С. в своем интервью журналу «Вестник ОНЗ РАН» отметил: «С удовлетворением можно констатировать, что наши работы заметно выделялись на общем фоне. Особенно сильное впечатление лично на меня и на других участников конференции произвел доклад академика Валерия Григорьевича Бондура, руководителя российского Научно-исследовательского института «АЭРОКОСМОС». В его докладе были продемонстрированы самый высокий в мировом масштабе уровень и глубина научной обоснованности, материально-технической обеспеченности, значимости и ясности получаемых обобщений в исследовании атмосферных, океанических и наземных явлений аэрокосмическими средствами. Я с удовлетворением ощутил и осознал, что период упадка в этой сфере науки в нашей стране, наступивший после ее преступного разрушения, к счастью, уходит в прошлое, благодаря усилиям и таланту таких россиян, как академик Бондур и его замечательная команда».
Ниже приводится полный текст интервью.

Период упадка российской науки уходит в прошлое.
Интервью с академиком С.С. Григоряна (интервьюер – К. Бушмина).

1. Уважаемый Самвел Самвелович! Расскажите, пожалуйста, о мероприятии, которое проходило с 30 апреля по 3 мая 2011 года в Хорватии с участием представителей ОНЗ РАН.

С.С.Г.: Это было научное рабочее совещание–конференция, посвященное обсуждению острых современных научных проблем, связанных с физикой природной среды на нашей планете Земля и выработкой возможных научно-обоснованных рекомендаций по этой проблематике – следствий из результатов проводимых исследований, в частности, организации мониторинга окружающей среды и подготовки специальных кадров для работы в этой области. Официальное название конференции – «Интеграция геосфер в планетарной геосистеме: современные вопросы физики окружающей среды, моделирования, мониторинга, образования».
Это международное совещание–конференция было организовано Университетом г. Хельсинки (Финляндия), Финским метеорологическим институтом, Датским метеорологическим институтом (г. Копенгаген), НИИ «АЭРОКОСМОС» (г. Москва, Россия) и Геофизическим Институтом им. А. Мохоровичича Университета г. Загреба (Хорватия).
Специально обращаю внимание на то, что, в отличие от «стандартных» научных конференций, здесь был явно выраженный и акцентированный прикладной аспект, в особенности в ее части, связанной с мониторингом и неотложной необходимостью подготовки нового типа специалистов для действительно продуктивной работы по этим вопросам.
Это было далеко не первое подобное совещание–конференция. Дело в том, что уже давно, более десяти лет назад, нашим соотечественником – замечательным, очень активным, талантливым ученым, профессором Сергеем Сергеевичем Зилитинкевичем, живущим и работающим и в России, и в Финляндии (он работает в Хельсинском университете, Финском метеорологическом институте и ИФА РАН), из ученых разных стран – России, стран Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока была «собрана» международная «команда» для работы именно по данной проблематике. И в странах – участницах исследований проводятся такие конференции по итогам очередного истекшего периода времени. Работы группируются по четырем укрупненным темам с официально сформулированными названиями проектов:

• PBL-PMES «Пограничные слои атмосферы Земли – физика, моделирование и их роль в геосистеме» (проект FP7 Specific Programme IDEAS, ERC Advanced Grant No. 227915, 2009–2013, выполняемый в соответствии с 7-й рамочной программой ЕС), – координатор – профессор С.С. Зилитинкевич, Финский метеорологический институт (http://pbl-pmes.fmi.fi/);
• MEGAPOLI «Крупные города: глобальное загрязнение атмосферы и изменение климата, универсальные методы оценки и способов уменьшения последствий негативных воздействий» (проект FP7-ENV-2007.1.1.2.1 project 212520, 2008–2011, выполняемый в соответствии с 7-й рамочной программой ЕС), – координатор – профессор А.А. Бакланов, Датский метеорологический институт (http://megapoli.info);
• МЕГАПОЛИС «Интегрированные технологии оценки загрязнения атмосферы крупных городов в региональном и глобальном масштабах на основе аэрокосмического и наземного мониторинга для уменьшения негативных последствий антропогенных воздействий (российский проект, 2009–2011, выполняемый по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»), – научный руководитель – академик В.Г. Бондур, НИИ «АЭРОКОСМОС», Россия (http://www.aerocosmos.info/, http://pro-megapolis.ru/);
• QUALIMET «Разработка структуры квалификационных требований в метеорологии» (EU TEMPUS project No. 159352, 2010–2013, европейский проект) – координатор – профессор С.С. Зилитинкевич, Университет г. Хельсинки, Финляндия (http://qualimet.net/).
Из приведенных перечня проектов и прилагаемой программы Международного совещания видно, какие страны и организации финансируют и выполняют проекты, и кто является их координатором.
В организационный комитет входили:
— профессор Звездана Бенцетич Клаич, директор Геофизического института имени А. Мохоровичича, Университет Загреба (Хорватия) – председатель;
— профессор Александр Бакланов, заместитель директора Датского научного центра стратегических исследований в области энергетики, окружающей среды и здоровья / Датский метеорологический институт, Копенгаген;
— академик РАН Валерий Бондур, директор Научно-исследовательского института аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» Минобрнауки и РАН, Москва, Россия;
— профессор Бранко Гризогоно – Университет Загреба (Хорватия);
— профессор Сергей Зилитинкевич, директор по научной работе, Департамент наук об атмосфере Земли, Университет г. Хельсинки / Финский метеорологический институт.
В программу совещания–конференции были включены:
• тематические презентации, отражающие текущее состояние вышеперечисленных проектов, перспективы, обмен и распространение достижений, координация взаимосвязанных разработок, диалог с заказчиками;
• три тематических семинара в форме специальных и произвольных презентаций.
К специальным презентациям относились:
(i) проект Европейского Исследовательского Совета PBL-PMES: современные достижения в теории геофизической турбулентности и параметризации пограничных слоев атмосферы как связующие геосферы компоненты в прогнозах погоды, качества воздуха и климатических моделях – совместные усилия разработчиков проекта и внешних совместителей,
(ii) партнерские проекты MEGAPOLI – МЕГАПОЛИС: наблюдения, мониторинг и комплексное моделирование городской среды с учетом химико-физических связей и локальных взаимодействий и с использованием современных космических технологий дистанционного зондирования,
(iii) TEMPUS проект QUALIMET: современные требования в области образования и подготовки специалистов в областях охраны окружающей среды ( в частности, метеорологии) с точки зрения проблемы угрожающего воздействия человеческой активности на природу и климат, последних технических усовершенствований и повышения общего уровня высшего образования.
Кроме этого проводилось общее обсуждение с целью продвижения сотрудничества и обмена идеями в рамках (и вне их) объединения разрабатываемых проектов.

2. Кто на этом Международном совещании представлял Российскую сторону?

С.С.Г.: Официально нашу страну представлял один из организаторов данного мероприятия – НИИ «АЭРОКОСМОС» – головной институт по проекту МЕГАПОЛИС (директор института – академик Бондур, он же научный руководитель этого проекта).
Общий список участников содержится в программе этого Международного совещания. Как видно из прилагаемой программы, все координаторы и научные руководители проектов – наши ученые. А в прилагаемом списка участников конференции можно увидеть, что из 40 ее участников 23 тоже были нашими учеными. Многие из них живут и трудятся вне России, в различных странах мира.
Таким образом, эта Международная ассоциация ученых, работающая над одной из наиболее важных и неотложных научных проблем современности, фактически в основном состоит из российских и советских специалистов, и это говорит о многом… Лично я испытываю от осознания этого факта чувство высокого удовлетворения и гордости за мою Родину!

3. Каков, по Вашему мнению, уровень результатов российских научных исследований и разработок, представленных на конференции? А если сравнивать с зарубежными разработками – стран Европейского союза, США и другими?

С.С.Г.: Ваш третий вопрос – об уровне результатов российских научных исследований и разработок и его сравнении с зарубежными работами, очень интересен. Мой ответ будет состоять из двух частей.
Первая часть относится к сравнению этих уровней среди представленных на совещании работ российских ученых и ученых из других стран. С удовлетворением можно констатировать, что наши работы заметно выделялись на общем фоне.
Особенно сильное впечатление лично на меня и на других участников конференции произвел доклад академика Валерия Григорьевича Бондура, руководителя российского Научно-исследовательского института «АЭРОКОСМОС». В его докладе были продемонстрированы самый высокий в мировом масштабе уровень и глубина научной обоснованности, материально-технической обеспеченности, значимости и ясности получаемых обобщений в исследовании атмосферных, океанических и наземных явлений аэрокосмическими средствами. Я с удовлетворением ощутил и осознал, что период упадка в этой сфере науки в нашей стране, наступивший после ее преступного разрушения, к счастью, уходит в прошлое, благодаря усилиям и таланту таких россиян, как академик Бондур и его замечательная команда.
Очень сильным и впечатляющим был также доклад профессора Сергея Сергеевича Зилитинкевича, основного организатора всего этого международного мероприятия. В нем были ясно видны широкий охват проблемы теоретического описания весьма сложных термомеханических явлений в атмосфере Земли в их взаимодействии с другими «игроками» – океаном и сушей. Были представлены конкретные теоретические результаты общенаучного характера о строении и динамике планетарных пограничных слоев с выявленными им и его коллективом новыми эффектами принципиальной и прикладной важности. Речь идет о весьма радикальном изменении динамических характеристик упомянутых пограничных слоев из-за доминирующего влияния термической конвекции – по сравнению с таковыми для «обычных» пограничных слоев в аэродинамике и других технических областях. Речь идет также о новых эффектах и теоретических представлениях об «устройстве» турбулентности в атмосферных процессах.
К этой области я, в свое время, тоже «приложил руку» и мне особенно было важно узнать о существенно новом прогрессе в этом вопросе. Я мог бы еще долго анализировать представленные на конференции доклады – все было мне очень интересно, и я был очень активен – всем задавал много вопросов, выступал в обсуждениях, словом, – «приставал» ко всем. И это, конечно, потому, что было, действительно, интересно все… Но масштабы нашей с Вами беседы, наверное, не допускают этого.
А второй аспект сравнений состоит в том, что в целом общий научный уровень конференции, был несомненно первоклассным в мировом ранжировании. Я так думаю, как говаривал в известном фильме замечательный Фрунзик Мкртчян.

4. Есть ли, по Вашему мнению, перспективы у российской науки?

С.С.Г.: Из моих ответов на предыдущие вопросы ясен ответ и на этот – о перспективах нашей науки. Есть они, потому что у нас есть самые замечательные и талантливые ученые. Они вполне способны, несмотря ни на что, делать первоклассную науку, вопреки жуткой обстановке, созданной в России после развала СССР, вопреки непониманию властями первоочередной важности масштабной поддержки развития науки, технологий и, что очень, очень важно – школьного и высшего образования в стране.
Пример успехов НИИ «АЭРОКОСМОС» академика В.Г. Бондура, многих (да, да – многих!) других российских научных и технологических организаций советского генезиса, «делающих ракеты» и другую суперважную продукцию, тоже – не благодаря, а вопреки действиям властей, свидетельствуют о том, что «еще не вечер»… Но если все так и останется, как сейчас, то этот «вечер», разрушительный и печальный, может придти, и очень скоро!
В заключение, чтобы не было мрачной концовки, несколько слов о том, чем закончилась наша замечательная конференция. Закончилась моим докладом о простых механико-математических количественных моделях тайфуна (сделанной 10 лет назад и еще не опубликованной …) и торнадо (сделанной год назад и тоже еще не опубликованной) и (внимание!) – скрипичным сольным концертом моей дочери Сусанны Григорян – очень красивой девушки и очень талантливого музыканта, живущей и работающей в оперном театре Валенсии (Испания), откуда я ее пригласил приехать и сделать такой подарок всем нам в финале нашей конференции.
Хорошо было все! И ознакомление (в пути и в месте назначения – великолепном Дубровнике – жемчужине Адриатики) с гористыми (Карпаты) южно-славянскими странами – Черногорией и Хорватией, и с их доброжелательными людьми, и с коллегами из Хорватии, и осознание того, что где-то рядом здесь появился на свет великий Андрия Мохоровичич, да, тот самый «Мохо», у которого есть «свой» крупномасштабный элемент в макроконструкции планеты Земля – граница между твердой корой и нижележащими массивами пород с иными свойствами. Все это необыкновенно возбуждало и порождало разные интересные размышления… Директор Геофизического института имени А. Мохоровичича Университета Загреба – очень активная, мудрая, как сова, очень высоко-квалифицированный специалист в геофизике и математике, очаровательная и приветливая женщина. Профессор Звездана Клаич создавала общую, удивительно доброжелательную атмосферу, ауру таланта и профессионализма и человеческого события.
Спасибо ей, спасибо им всем – хорватам и черногорцам за дни, проведенные в их славных, братских нам странах.

Полный текст: Интервью 1102 (2011), Вестник ОНЗ РАН, 1,
http://onznews.wdcb.ru/interview/intw_audio1102.html


Письмо академику Бондуру В.Г.

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

  captcha